Статья 16 Закона Украины О внешнеэкономической деятельности. Лицензирование внешнеэкономических операций

Лицензирование внешнеэкономических операций определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению разрешения на осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности экспорта (импорта) товаров.

Лицензирование экспорта (импорта) товаров осуществляется в форме автоматического или неавтоматического лицензирования.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, в отношении которых не устанавливаются квоты (количественные или другие ограничения). Автоматическое лицензирование экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии не оказывает ограничительного влияния на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

Автоматическое лицензирование импорта должно быть отменено в случае прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, а также в случае существования других процедур, с помощью которых можно решить задачу, для решения которых вводится автоматическое лицензирование.

Неавтоматическое лицензирования определяется как комплекс административных действий органа исполнительной власти по вопросам экономической политики по предоставлению субъекту внешнеэкономической деятельности разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, в отношении которых устанавливаются определенные квоты (количественные или другие ограничения). Неавтоматическое лицензирования экспорта (импорта) как административная процедура по оформлению и выдаче лицензии используется в случае установления квот (количественных или других ограничений) на экспорт (импорт) товаров.

Количественные ограничения применяются исключительно на недискриминационной основе, то есть никакие запреты или ограничения не применяются Украиной по импорту любого товара на территорию Украины или по экспорту любого товара, предназначенного для территории любого государства, если только импорт аналогичного товара из всех третьих стран в Украине или экспорт ко всем третьих государств подобным образом запрещен или ограничен, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины.

Лицензирование экспорта товаров вводится в Украине в случае:

значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке, имеющих большое значение для жизнедеятельности в Украине, особенно сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товаров широкого потребления первой необходимости или других товаров. Такое лицензирование имеет временный характер и применяется до момента восстановления равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке;

необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;

экспорта золота и серебра, кроме банковских металлов;

необходимости применения мер по защите отечественного товаропроизводителя в случае ограничения экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной перерабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на уровне ниже мировой цены, при условии внедрения Кабинетом Министров Украины плана стабилизации при условии, что такие ограничения не должны приводить к росту экспорта товаров такой отрасли отечественной промышленности. Такие меры применяются исключительно на недискриминационной основе;

необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;

необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

Лицензирование импорта товаров вводится в Украине в случае:

резкого ухудшения состояния платежного баланса и внешних платежей (если другие меры неэффективны)

резкого сокращения или минимального размера золотовалютных резервов;

необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;

импорта золота и серебра, кроме банковских металлов;

необходимости применения мер по защите отечественного товаропроизводителя в случаях роста импорта в Украину, что наносит значительный ущерб или угрожает причинением значительного вреда национальному товаропроизводителю подобного или непосредственно конкурирующего товара. Такое лицензирование имеет временный характер и применяется на срок, который дает возможность не допустить серьезного ущерба или компенсировать нанесенный значительный вред национальному товаропроизводителю и дает ему возможность восстановить его прибыльность;

необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;

необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины;

необходимости применения мер на дискриминационные и / или недружественные действия других государств, таможенных союзов или экономических группировок.

Решение о применении режима лицензирования экспорта (импорта) товаров, в том числе установления квот (количественных или других ограничений), принимается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, с определением перечня конкретных товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, периода действия лицензирования и количественных или других ограничений в отношении каждого товара.

В случае применения защитных мер по защите отечественного товаропроизводителя решение о введении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле согласно законодательству.

По каждому виду товара может устанавливаться только один вид лицензии.

Лицензии выдаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, а также в пределах предоставленных им полномочий - соответствующим республиканским органом Автономной Республики Крым, структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

{Часть тринадцатая статьи 16 исключена на основании Закона № 2473-VIII от 21.06.2018}

Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, которые подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития.

Для получения лицензии заявители обращаются, как правило, в один орган исполнительной власти. В случае необходимости в получении согласования возможно обращение в несколько органов исполнительной власти, но не более чем до трех.

Рассмотрение заявок на получение лицензий может осуществляться в порядке их поступления, который определяется по датам регистрации заявок, или одновременно по истечении объявленного срока их приема.

В заявке на получение лицензии указываются следующие данные: полное наименование субъекта внешнеэкономической деятельности, фамилия и имя его руководителя, наименование и код товара (товаров) согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), наименование производителя, потребителя товара ( товаров), код и название государства (государств) происхождения и назначения - при экспорте, код и название государства (государств) происхождения и отправления - при импорте, срок действия лицензии, количество и стоимость товара (товаров), код и название таможни, полные наименования и адреса продавца и покупателя, вид сделки, валюта платежа, основная и дополнительная единицы измерения товара (товаров), согласования с органами исполнительной власти (в случае необходимости), основание для запроса лицензии, особые условия лицензии.

При подаче заявки могут требоваться документы и информация, которые считаются необходимыми для подтверждения данных, указанных в заявке и внешнеэкономическом договоре (контракте).

Заявка не может быть отклонена в случае допущения незначительных ошибок в документах, представляемых для получения лицензии, если они не меняют основных данных, содержащихся в заявке. Основными считаются данные, предусмотренные условиями внешнеэкономического договора (контракта).

В случае введения режима автоматического лицензирования срок выдачи лицензии не должен превышать 10 рабочих дней с даты получения заявки и других необходимых документов, соответствующих установленным требованиям. Не может быть отказано в выдаче лицензии, если все необходимые документы представлены и отвечают установленным требованиям.

При введении режима неавтоматического лицензирования:

срок рассмотрения заявок не должен превышать 30 дней с даты их получения, если заявки рассматриваются в порядке их поступления, и более 60 дней с даты окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно;

лицензия выдается на основании заявки в пределах квоты с указанием срока действия лицензии;

если на момент подачи заявки (в случае применения процедуры рассмотрения в порядке поступления) установленные квоты (количественные или другие ограничения) исчерпан, такая заявка не рассматривается. О факте, что квоты (количественные или другие ограничения) исчерпаны, субъект внешнеэкономической деятельности, подавший соответствующую заявку, сообщается письменно в течение семи рабочих дней с даты ее получения;

решение о выдаче лицензии принимается с учетом данных об использовании ранее полученных лицензий при условии соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности требований законодательства о защите экономической конкуренции.

При рассмотрении поданных заявок одновременно, в случае введения неавтоматического лицензирования впервые, распределение квот осуществляется пропорционально объемам, указанным в заявках субъектов внешнеэкономической деятельности.

Неавтоматическое лицензирования не должно оказывать ограничительного или нарушающего торговлю, влияния на товары в дополнение к тому влиянию, которое возникает в результате введения режима неавтоматического лицензирования.

Запрещается ограничение импорта товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты, до полного использования таких квот.

Лицензия выдается, если заявка и иные представленные документы оформлены с соблюдением требований, установленных законодательством. Срок действия лицензии должен предусматривать выполнение обязательств получателя лицензии по внешнеэкономическому договору (контракту), но не превышать срок действия количественных ограничений.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным, принятым в сроки, установленные для рассмотрения заявок, и направляется (выдается) заявителю в письменной форме.

В случае отказа в выдаче лицензии заявитель имеет право на обжалование решения в соответствии с законодательством.

За выдачу лицензии взимается сбор, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Украины с учетом фактических затрат, связанных с применением процедуры лицензирования.

Выпуск в соответствующий таможенный режим товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, осуществляется таможенными органами на основании соответствующей лицензии, полученной от центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, с использованием механизма "единого окна" в соответствии в Таможенный кодекс Украины.

В таможенном оформлении товаров, которые лицензируются и нагружаются навалом, не может быть отказано в случае, когда стоимость, количество или вес таких товаров незначительно отличаются от тех, что указаны в лицензии. Предельная разница таких значений устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, вносит в единый государственный информационного веб-портала "Единое окно для международной торговли" в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, выданные лицензии на экспорт (импорт) товаров , подлежащих лицензированию, в день выдачи таких лицензий.

Центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела ежемесячно подает центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, информацию об объемах экспорта (импорта) товаров по выданным лицензиям.

Лицензирование товарообменных (бартерных) операций осуществляется в том случае, если предметом этих операций являются товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию.

{Часть тридцать четвёртой статьи 16 исключена на основании Закона № 2628-VIII от 23.11.2018}

Лицензирование не распространяется на экспорт и реализацию компенсационной и прибыльной продукции, полученной инвестором в собственность на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о разделе продукции". Введение каких-либо ограничений по экспорту и реализации такой продукции, в том числе количественных, не допускается, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции.

Установленные настоящей статьей процедуры лицензирования не распространяются на экспорт (импорт) товаров, указанных в статье 20 настоящего Закона.

Перечень товаров, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию, информация о сроке действия лицензий и внесения каких-либо изменений в них, порядок подачи и рассмотрения заявок публикуются в официальных печатных изданиях Украины с уведомлением соответствующего комитета ВТО в течение 60 дней со дня опубликования и предоставлением копий этих публикаций.

Публикация должна включать следующую информацию:

перечень товаров, подлежащих процедурам лицензирования;

контактный пункт для предоставления информации о праве на получение лицензии;

административный орган (органы) для подачи заявок на лицензию;

дату и название публикации, в которой изложены процедуры лицензирования;

указания того, является лицензирование автоматическим или неавтоматическим;

административные цели - в случае процедур автоматического лицензирования импорта;

указания мер, применяемых через процедуры лицензирования - в случае процедур неавтоматического лицензирования импорта;

ожидаемый срок продолжительности процедуры лицензирования, если может быть установлен с определенной степенью вероятности, а если нет - то причину, почему эту информацию не может быть предоставлено.

В случае если квота распределяется среди государств-поставщиков, информация о распределении квоты подлежит опубликованию с сообщением об этом других государств, заинтересованных в поставках в Украину определенных товаров.

Официальное опубликование осуществляется за 21 день до даты введения режима лицензирования, но не позднее указанной даты.

По просьбе заинтересованного государства - члена ВТО должна предоставляться соответствующая информация о:

порядка применения ограничений;

количества выданных за определенный период лицензий с указанием в случае необходимости объема и / или стоимости товаров;

распределения лицензий среди государств-поставщиков;

статистических данных об объемах и / или стоимость товаров.

Действие настоящей статьи не распространяется на операции Национального банка Украины, осуществляемых им в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины".

Осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности внешнеэкономических операций без соответствующих лицензий влечет наложение штрафа в сумме 10 процентов стоимости проведенной операции, перечисленной в валюту Украины по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день осуществления такой операции.

Штрафы взимаются налоговыми органами на основании соответствующих решений центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины.

Статья 16 ЗУ О внешнеэкономической деятельности на русском языке с изменениями 2024 год (Закон Украины О внешнеэкономической деятельностиВЭД) №959-XII от 16.04.1991, редакция от 01.08.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта