1. Мониторинга подлежат выбросы парниковых газов в результате осуществления оператором видов деятельности на установке.
2. Мониторинг осуществляется оператором в соответствии с планом мониторинга, утвержденного уполномоченным органом в соответствии с законодательством. Основания для применения оператором стандартного или упрощенного плана мониторинга определяются порядком осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Для утверждения плана мониторинга оператор или уполномоченное им лицо подает:
1) заявление;
2) план мониторинга, разработанный по типовой форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере мониторинга, отчетности и верификации;
3) подтверждение соответствия определения объема выбросов парниковых газов и мероприятий, предусмотренных планом мониторинга, требованиям порядка осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов;
4) документы, обосновывающие применение оператором методики мониторинга в случаях, предусмотренных порядком осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов.
При наличии существенных изменений в план мониторинга, определенных порядком осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, оператор или уполномоченное им лицо подает в уполномоченный орган для утверждения заявление, план мониторинга с изменениями и документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в план мониторинга.
В случаях, предусмотренных порядком осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, разрабатывается отчет о совершенствовании, который вместе с заявлением подается в уполномоченный орган для утверждения. Отчет о совершенствовании разрабатывается оператором по типовой форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере мониторинга, отчетности и верификации.
3. По результатам мониторинга разрабатывается отчет оператора, который подлежит верификации. Отчет оператора разрабатывается по типовой форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере мониторинга, отчетности и верификации.
Верификатор проводит верификацию на основании договора, заключенного с оператором.
4. Верификатор обязан посетить установку для проведения верификации (выездная верификация).
В случаях, предусмотренных порядком верификации отчета оператора, верификатор вправе принять решение о проведении выездной верификации.
Решение верификатора о проведении выездной верификации подлежит согласованию уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных порядком верификации отчета оператора, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Для согласования решения верификатора о проведении выездной верификации оператор подает в уполномоченный орган заявление, решение верификатора о проведении выездной верификации, результаты анализа рисков, которые могут возникнуть в случае непроведения выездной верификации, и документы на подтверждение соответствия критериям проведения невыездной верификации, определенным порядком верификации отчета оператора .
5. На основании информации, полученной во время верификации, оператору выдается верификационный отчет, который должен содержать заключение верификатора по результатам верификации. Основания для признания верификатором по результатам верификации отчета оператора удовлетворительным или неудовлетворительным устанавливаются порядком верификации отчета оператора.
6. Отчет оператора, признанный по результатам верификации удовлетворительным, подается в уполномоченный орган вместе с верификационным отчетом и заявлением о принятии отчета оператора не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
Документы для принятия отчета оператора могут быть представлены в уполномоченный орган лично оператором или уполномоченным им лицом в электронной форме через Единый реестр с соблюдением требований законов по электронного документооборота и электронной цифровой подписи.
Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня представления документов для принятия отчета оператора:
проверяет представленные оператором документы на соответствие требованиям законодательства;
принимает решение о принятии отчета оператора;
возвращает оператору представленные документы вместе с мотивированным заключением в случае отказа в принятии отчета оператора.
Принятие отчета оператора осуществляется на безвозмездной основе.
В принятии отчета оператора может быть отказано в случае:
представление документов ненадлежащим лицом;
представление неполного пакета документов для принятия отчета оператора;
выявление в документах, представленных для принятия отчета оператора, недостоверных сведений;
представление отчета оператора, признанного по результатам верификации неудовлетворительным;
неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в принятии отчета оператора, по истечении срока, установленного абзацем пятнадцатым этой части.
При наличии оснований для отказа в принятии отчета оператора уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии отчета оператора. В решении об отказе в принятии отчета оператора указывается исчерпывающий перечень обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
В течение 10 рабочих дней со дня получения оператором решения уполномоченного органа об отказе в принятии отчета оператора оператор имеет право устранить указанные в решении уполномоченного органа обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии отчета оператора, и повторно подать в уполномоченный орган документы для принятия отчета оператора. При этом датой повторного представления документов для принятия отчета оператора считается дата первого их представления.
7. Государственный контроль в сфере мониторинга, отчетности и верификации осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".
В случае необходимости проверки достоверности данных, приведенных в документах, представленных для получения государственной услуги, в том числе для принятия отчета оператора, а также непредставление таких документов центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в течение трех месяцев со дня представления указанных документов (возникновение обязанности по представлению таких документов) проводит внеплановую проверку.
Статья 10 ЗУ О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов углекислого газа на русском языке с изменениями 2024 год №377-IX от 12.12.2019
Структура акта