1. Военные администрации в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины "Об обороне Украины", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами. Полномочия военных администраций осуществляются ими в порядке, определенном законами Украины для осуществления полномочий соответствующих местных государственных администраций и органов местного самоуправления, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Военные администрации населенных пунктов на соответствующей территории осуществляют полномочия по:
1) разработку и осуществление мер правового режима военного положения;
2) обеспечение эффективного использования природных, трудовых и финансовых ресурсов;
3) привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности к участию в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков, городов, координации этой работы на соответствующей территории;
4) размещение на договорных началах заказов на производство продукции, выполнение работ (услуг), необходимых для территориальной общины, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
5) составление и утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, обеспечения выполнения соответствующего бюджета;
6) установление ставок местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;
7) принятие решений о предоставлении в соответствии с законодательством льгот по уплате местных налогов и сборов, если решения соответствующего совета по этим вопросам не принято;
8) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги;
9) привлечение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на соответствующей территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и на мероприятия по охране окружающей природной среды;
10) управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению;
11) установление для предприятий, учреждений и организаций, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, размера части прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет;
12) осуществление управления имуществом, находящимся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (за исключением решения вопросов отчуждения, в том числе и путем приватизации коммунального имущества и предоставления коммунального имущества в аренду на срок свыше одного года);
13) оказание помощи владельцам квартир (домов) в их восстановлении в случае повреждения в результате проведения боевых действий, террористических актов, диверсий; организации за счет собственных средств и на паевых началах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социального назначения, жилых домов, а также дорог местного значения; выполнение или делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, других объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности;
14) предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков;
15) управление учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, принадлежат территориальным общинам или переданы им, молодежными подростковыми учреждениями по месту жительства; организации их материально-технического и финансового обеспечения;
16) обеспечение социально-культурных заведений, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, а также населения топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отведения и очистки сточных вод; осуществление контроля за качеством питьевой воды;
17) решение вопросов о предоставлении за счет средств местных бюджетов ритуальных услуг в связи с погребением одиноких граждан, ветеранов войны и труда, а также других категорий малообеспеченных граждан; предоставления помощи на погребение граждан в других случаях, предусмотренных законодательством;
18) содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенной) службе, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных военных сборов; обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;
19) бронирование рабочих мест для военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с законодательством;
20) организации и участия в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской защитой;
21) решение в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением военным частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины служебных помещений и жилой площади, других объектов, а также коммунально-бытовых услуг; осуществление контроля за их использованием, оказанием услуг;
22) содействие организации производства и поставок в войска предприятиями и организациями, находящимися в коммунальной собственности, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;
23) осуществление мероприятий по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов пропуска через государственную границу Украины;
24) содействие Государственной пограничной службе Украины в поддержании соответствующего режима на государственной границе;
25) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
26) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (за исключением решения вопросов отчуждения из коммунальной собственности земельных участков и предоставления таких земельных участков в аренду на срок свыше одного года);
27) решение в соответствии с законом вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения сроком не более одного года, а также об отмене такого разрешения;
28) создание в соответствии с законом за счет средств местного бюджета учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи, назначения и увольнения руководителей этих учреждений, привлечение в установленном законом порядке физических или юридических лиц частного права к предоставлению бесплатной первичной правовой помощи;
29) содействие деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, службы безопасности, органов Национальной полиции, адвокатуры и Государственной уголовно-исполнительной службы Украины;
30) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охраны общественной безопасности и порядка и результатах деятельности на соответствующей территории;
31) отмена актов исполнительных органов соответствующего совета, которые не соответствуют Конституции, законам Украины, другим актам законодательства, решению соответствующего совета, принятым в пределах ее полномочий;
32) установление в соответствии с законодательством правил по вопросам обеспечения в населенном пункте чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
33) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями;
34) принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориальной самоорганизации населения в случаях, предусмотренных законом;
35) создание в соответствии с законодательством коммунальных аварийно-спасательных служб; решение вопросов о численности работников таких служб, расходы на их содержание; разработка и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности коммунальных аварийно-спасательных служб;
36) обеспечение централизованного временного хранения архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц на соответствующей территории, и других архивных документов, не относящихся к Национальному архивному фонду;
37) решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов, обезвреживания и захоронения трупов животных;
38) организации местных рынков;
39) установление режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин;
40) утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от формы собственности, согласования этих вопросов относительно транзитного пассажирского транспорта в случаях, предусмотренных законодательством;
41) обеспечение содержания в надлежащем состоянии кладбищ, других мест захоронения и их охраны;
42) привлечение предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, к участию в обслуживании населения средствами транспорта и связи;
43) принятие решений о запрете торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе.
Военные администрации населенных пунктов осуществляют делегированные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законами Украины.
3. Районные, областные военные администрации осуществляют на соответствующей территории, наряду с полномочиями местных государственных администраций, полномочия по внедрению и осуществлению мер правового режима военного положения, а районные, областные военные администрации, образованные в связи с несозыва сессии соответственно районного, областного совета в установленные Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" сроки, также осуществляют полномочия по:
1) составление и утверждение в соответствии районных, областных бюджетов, внесение изменений в них, утверждение отчетов об их выполнении; распределения переданных из государственного бюджета средств в виде дотаций, субвенций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения;
2) осуществление управления объектами общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, находящихся в управлении районных и областных советов (кроме решения вопросов отчуждения, в том числе путем приватизации, таких объектов); назначение и освобождение их руководителей;
3) решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений (за исключением решения вопросов отчуждения из коммунальной собственности земельных участков);
4) решение по закону вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов в соответствии районного, областного значения, а также об отмене такого разрешения;
5) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других потребностей населения, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ограничения или запрета использования предприятиями питьевой воды в промышленных целях;
6) принятие в пределах, определенных законом, решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями;
7) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
8) принятие решений об обращении в суд о признании незаконными актов местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин в сфере их общих интересов;
9) заслушивание информации прокуроров и руководителей органов Национальной полиции о состоянии законности, борьбы с преступностью, охраны общественной безопасности и порядка и результатах деятельности на соответствующей территории;
10) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
11) принятие решений о запрете торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе.
4. Начальник военной администрации:
1) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции и законов Украины, выполнения актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти;
2) организует работу соответствующей военной администрации и осуществляет руководство ее деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение военной администрацией возложенных на нее полномочий;
3) назначает на должности и освобождает от должностей должностных и служебных лиц, других работников соответствующей военной администрации;
4) является распорядителем бюджетных средств;
5) представляет соответствующую военную администрацию и территориальную общину в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, гражданами;
6) обращается в суд о признании незаконными актов органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины;
7) заключает от имени территориальной общины, соответствующей военной администрации договоры в соответствии с законодательством;
8) издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий, которые имеют такую же юридическую силу, что и решение соответствующего совета (советов). Приказы, изданные в пределах полномочий местных советов, должны быть обнародованы, кроме содержащих информацию с ограниченным доступом;
9) ведет личный прием граждан и обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законодательства по рассмотрению обращений граждан и общественных объединений.
Статья 15 ЗУ О правовом режиме военного положения на русском языке с изменениями 2024 год №389-VIII от 12.05.2015, редакция от 19.02.2022
Структура акта